Согласно требованиям законодательства РФ в каждом многоквартирном жилом доме должны быть установлены общедомовые приборы учета потребляемых энергоресурсов, включая холодную воду (исключение составляют ветхие и аварийные объекты).

Организация общедомового учета энергоресурсов начинается с собрания жильцов, на котором большинством голосов должно быть принято решение по установке общедомовых приборов учета водопотребления. При этом оплата за приборы, а так же услуги по их монтажу и дальнейшему обслуживанию должна быть в полном объеме распределена между всеми собственниками квартир. В некоторых случаях возможно частичное финансирование предполагаемых затрат при участии жилого фонда в федеральных, региональных или муниципальных энергосберегающих программах.

Учитывая различие во мнениях и разную степень понимания при решении целого ряда организационных, финансовых, юридических и технических вопросов, необходимо сформировать инициативную группу, способную должным образом изучить существующий рынок приборов учета, провести разъяснительную работу среди жильцов дома, взаимодействовать с управляющими компаниями и поставщиками коммунальных услуг, выбрать подрядную организацию.

Выбор подрядной организации — это наиболее ответственный из всех этапов организации приборного учета водопотребления. При выборе той или иной компании необходимо учитывать отзывы о ее работе, стоимость и качество предлагаемого оборудования, материально-технические и кадровые возможности, позволяющие качественно и в короткие сроки выполнять весь комплекс проектно-сметных, монтажных, пуско-наладочных, гарантийных и сервисных работ по установке и дальнейшему обслуживанию приборов учета.

После принятия коллективного решения необходимо обратиться в ЗАО «Водоканал» с заявлением о выдаче технических условий на установку узла учета питьевой воды. Заявление может быть направлено, как от самих жильцов, так и от подрядной организацией, выбранной по результатам работы инициативной группы. Ориентировочные сроки по рассмотрению заявления и выдаче технических условий составляют 2-3 недели. В течение этого времени представителем ЗАО «Водоканал» должно быть проведено обследование объекта для уточнения параметров системы водоснабжения и оформления бланка технических условий. На основании сведений, указанных в технических условиях, разрабатывается проект узла учета организацией, имеющей соответствующую лицензию.

Для выполнения проектных работ необходимо выбрать тип оборудования, которое будет использоваться в составе узла учета. При выборе приборов учета необходимо учитывать технические характеристики и функциональные возможности предлагаемой приборной продукции, отзывы о надежности по опыту эксплуатации у других потребителей, репутацию поставщика предлагаемой продукции.

Выбор в пользу качественных приборов, как правило, обеспечивает надежный учет и экономию ресурсов на долгие годы. Учитывая то, что выбор приборов учета во многих случаях производится одновременно с выбором подрядной организации, задача инициативной группы в таких случаях — определить достойного по ее оценке подрядчика, которому можно было бы с уверенностью доверить решение организационно-технических вопросов, связанных с внедрением общедомового учета, в том числе и разработку проектно-сметной документации.

Готовый проект должен пройти процедуру согласования в ЗАО «Водоканал», после чего осуществляется монтаж узла учета. Для предотвращения аварийных ситуаций установка приборов учета должна производиться по предварительной договоренности с диспетчерской службой ЗАО «Водоканал», отвечающей за обслуживание и эксплуатацию внешних сетей водоснабжения. Установленный и опробованный в работе узел учета необходимо предъявить представителю ЗАО «Водоканал» для приемки, опломбирования и оформления акта допуска в эксплуатацию.

Стоимость установки общедомовых приборов учета зависит от величины водопотребления, стоимости проекта, типа выбранного оборудования, конструкции и технического состояния системы водопотребления. Точная стоимость установки определяется после обследования объекта специалистами монтажной организации и составления сметы.